З

З

Закон

(лат. lex; гр. notos; англ. law) — 1) в собственно юридическом

смысле нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным
(представительным) органом гос-ной власти либо в результате непосредственного
волеизъявления населения (напр., путем референдума), регулирующий
наиболее важные общественные отношения и обладающий наибольшей (после
конституции) юридической силой в системе национального законодательства
(см. также Федеральный закон). 3. составляет основу системы права государства.

Как самостоятельный источник права 3. сложился еще в древности и пришел на
смену правовому обычаю. В римском праве 3. считалось специальное
и конкретное в правовом отношении выражение суверенной воли римского народа,
реализованное через сложившиеся гос-ные установления. Главным воплощением
писаного права римская правовая культура считала 3. — lex. Для признания
правового предписания 3. необходимо было, чтобы он исходил от имеющего
соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал бы волю
римского народа, и чтобы он был надлежащим образом обнародован. Тайный 3. не
мог иметь юридической силы. 3. должен был содержать определенные элементы: а)
введение или указатель обстоятельств издания, б) rogatio или текст, который мог
подразделяться на главки и т.п., и в) sanctio, где постановлялись последствия
нарушения 3. и ответственность нарушителей. Приниматься и отвергаться 3. мог
только целиком, частичные изменения в 3. римская практика не допускала.

Принято выделять основные признаки 3.: а) 3. является юридическим выражением
воли народа в результате согласования различных социальных интересов. В
цивилизованных государствах 3. принимаются представительными органами — парламентами,
которые формируются путем демократических выборов. Процесс законотворчества
является открытым, в нем участвуют партии, движения, социальные группы; законопроекты
публикуются, обсуждаются в СМИ и пр.; б) 3. издается только органом
законодательной власти или принимается путем референдума. В РФ таким образом была
принята Конституция РФ*. Основанием этого способа принятия 3. в РФ
является ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»**; в) 3. регулирует наиболее
важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие
экономической, политической и социальной сфер. Это только социально значимые,
типичные и устойчивые общественные отношения, напр.: установление и изменение
конституционных норм; фиксирование основных прав и обязанностей граждан, хозяйствующих
субъектов; определение федеративного и административно-территориального
устройства; регламентация общих начал организации и деятельности гос-ного
аппарата; установление судебной системы; определение и осуществление юридической
ответственности; определение основ бюджетного устройства и системы налогообложения;
вопросы федерального коллизионного права и некоторые др.; г) 3.
обладает наибольшей (после конституции) юридической силой среди др. правовых
актов; верховенство 3. означает его нормативную ориентацию и обязательность
для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания
недействительными. Верховенство 3. проявляется не абсолютно, а применительно к
конкретным нормативным актам, в сопоставлении с ними и практически выражается в
подчиненности всех нормативных и индивидуальных актов 3., в соответствии актов
нижестоящих органов — вышестоящим. В случае противоречия любой правовой акт
должен быть опротестован и приведен в соответствие с 3.; д) 3. обладает
наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам
права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное
число случаев применения; е) 3. принимается в рамках специального законодательного
процесса и на основе установленных процедур; ж) 3. характеризуется
наибольшей стабильностью своих норм, длительностью существования и действия.

В систему 3. входят не только собственно 3., но и др. подвиды (типы)
законодательных актов — декларации, регламенты, положения, кодексы. В
РФ особое место занимают федеральные 3., федеральные конституционные 3.

В РФ 3. имеют следующие формальные реквизиты: а) наименование формы акта:
«Федеральный закон», «Кодекс Российской Федерации» и др.; б) заголовок, кратко
обозначающий предмет регулирования 3.; в) дату и место принятия; г) подпись
Президента РФ.

Нормативные положения 3. излагаются в виде статей, имеющих единую нумерацию
арабскими цифрами. К статьям 3., как правило, даются заголовки, в которых
обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Желательна нумерация
частей статьи, сформулированных в виде отдельных абзацев, арабскими цифрами с
точкой. Крупные 3. в зависимости от объема и характера нормативного материала
могут содержать разделы и главы. Разделы, главы и отдельные статьи
располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие предмета
регулирования 3., переход от общих положений к более конкретным. Примечания к
статьям допускаются в исключительных случаях, когда соответствующее предписание
имеет вспомогательный характер и его нецелесообразно помещать в текст статьи.

Формулировки норм 3. должны быть ясными и четкими, не допускающими
двусмысленности. В проекте 3. целесообразно давать нормативные определения
терминов (законодательные дефиниции), имеющих важное значение в его контексте,
а также расшифровку юридических, технических и др. специальных терминов. В
качестве обязательного элемента в 3. должны быть предусмотрены специальные
правовые средства, обеспечивающие его соблюдение в зависимости от регулируемой
3. сферы отношений: меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.

Содержание 3., принимаемых в РФ, определяется в юридическом смысле объемом
предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Их разграничение
установлено в ст. 71, 72 Конституции РФ, ст. 70-75 Конституции Республики
Башкортостан, ст. 14-22 Конституции Республики Тыва, ст. 36-40 Конституции
Республики Саха (Якутия) и аналогичных статьях конституций др. республик (см.:
Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. — М., 1999);

2) в широком смысле слова все нормативные правовые акты в целом, все
установленные или санкционированные государством общеобязательные
правила. В этом случае понятие «3.» охватывает не только 3., но и указы,
постановления, инструкции, правила и др. нормативные правовые акты.
Однако если в правовом акте употребляется понятие «3.», то имеется в виду 3. не
в широком, а в строго юридическом значении этого понятия.

Законы нарады

- сборник наставлений и обычного права древней

Индии, составленный ок. IV-VI вв. мудрецом-брахманом Нарадой. Содержит нормы,
относящиеся к гражданскому и уголовному праву-

Заявка на патент

- см. Патентная заявка.

Загрязнение атмосферы

(англ. contamination of atmosphere) — в РФ

нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение
эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли
загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. По уголовному
законодательству РФ З.а. является экологическим преступлением. Квалифицирующими
признаками данного преступления признаются: причинение З.а. вреда
здоровью человека; З.а., повлекшее по неосторожности смерть человека.
Виновные в З.а. лица несут уголовную ответственность в соответствии со
ст. 251 УК РФ*.

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»** определяет загрязнение атмосферного
воздуха как поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных
(загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные
государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного
воздуха (ст. 1).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2.03.2000 г. № 182 «О
порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов
качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических
воздействий на атмосферный воздух и госу�